3.3. Сын Солнц
Как уже было сказано выше, источником некоторых отрывков из Журнала являются ранние редакции сценария. Самым ярким образцом является Вторая редакция, озаглавленная Приключения Старкиллера: Эпизод Первый -- Звездные Войны. Эпиграфом к сценарию служит следующий текст:
"…И во времена великого отчаяния придет спаситель, и будет известен он как СЫН СОЛНЦ." Журнал Уиллов, 3:127
Стоит обратить внимание на следующие моменты: во первых, стилизация под религиозные тексты (с указанием главы и строки). Во вторых, это пророчество, описание не уже случившихся событий, как в вышеуказанных отрывках, а указание на грядущие события. Далее, в самом тексте сценария имеется следующая фраза, произнесенная одним из офицеров: "Сын солнц! Последний из Старкиллеров, о котором пророк сказал, что тот положит конец Империи!"
Итак, имеет ли этот момент свое проявление в существующей Саге? Первое, что приходит в голову, и, разумеется, не с проста, это загадочное пророчество из Эпизода I. Согласно событиям Призрачной угрозы, Энакин Скайуокер -- Избранный, который должен привнести баланс в Силу и, согласно трактовке джедаев, раз и навсегда уничтожить Орден ситов. По всем канонам волшебной сказки, корнями в которую и уходит происхождение Звездных Войн, особенно Оригинальная Трилогия, так и случается. Стоит отметить один интересный момент: если смотреть Сагу согласно хронологии, то есть от I к VI Эпизоду, может сложиться впечатление, что джедаи действительно ошиблись; и что не Энакин -- Избранный, а его сын, Люк. Все идет к этому, однако в Эпизоде VI древнее пророчество действительно находит свое воплощение: Энакин уничтожает ситов -- побеждает Вейдера в себе и убивает Императора. Именно это и есть баланс Силы, вопреки мнению, что баланс Силы -- это равенство Света и Тьмы. Но даже несмотря на это, внутри фэндома не утихают споры -- кто же на самом деле Избранный?..
Но вернемся к Журналу Уиллов. Во-первых, просто замените в отрывке из сценария "Старкиллера" на "Скайуокера". Далее. Поскольку в Трилогии Приквелов Пророчество неоднократно упоминается, но не приводиться, можно предположить, что оно взято из Журнала! С одной стороны, здесь очевидна неувязка: ни о какой Империи в Пророчестве джедаев речи быть не могло. Можно предположить, что Пророчество было записано за тысячелетия до событий Саги. В таком случае, кажется, что упоминание Империи в Журнале само по себе анахронизм. Едва ли Империя простояла тысячу лет, за которое Пророчество было задокументировано Уиллами. И все же Пророчество из Журнала имеет воплощение в Саге! И слишком уж недвусмысленное, чтобы быть простым совпадением.
В 1997 году вышло Специальное Издание Оригинальной Трилогии. Помимо всего прочего, в Эпизод VI были добавлены сцены с несколькими планетами, среди которых промелькнула новая для зрителей Саги, но вполне узнаваемая для поклонников Расширенной Вселенной. Речь о Корусанте, "городе-планете". Среди радостных, преимущественно неразборчивых криков, возвещающих о падении Империи, если прислушаться, можно различить… крик "Сын Солнц! Сын Солнц!" Но это еще не все. В Эпизоде I, в финальной сцене на площади Тида (сразу после сцены, в которой корабли пролетают над парадом), также можно различить возглас "Сын Солнц! Сын Солнц!", причем это произносится тем же самым голосом, те же пять секунд.
Теперь попробуем сопоставить факты из Саги и Журнала.
Во-первых, сын Солнц. Согласно одной из трактовок, это иносказательное название Силы, то есть в Пророчестве говорится о "Сыне Силы"; у Энакина не было отца, он был зачат мидихлорианами, буквально он был "сыном Силы". Другая теория более интересна. Замечательно, что в Пророчестве говорится именно именно "солнц", то есть во множественном числе. Это намек ни на что иное, как на два солнца Татуина. И Энакин, и Люк выросли на Татуине, это их родина (хотя, конечно, только Энакин родился на песчаной планете).
Во-вторых, "последний из Скайуокеров". Хотя мы и знаем, что у Люка была сестра, но именно сын Скайуокера стал "новой надеждой". Оби-Ван говорит о нем в Эпизоде V: "Он был нашей последей надеждой." Император в разговоре с Дартом Вейдером также упоминает "сына Скайуокера." Снова Кеноби, на этот раз в Возвращении джедая, говорит следующее: "Император, как и я, знал, что если у Энакина будут дети, они станут угрозой для него." Хотя последнее утверждение входит в противоречие с Эпизодом III (Палпатин не знал ни о каких детях Энакина), факт остается фактом. Хотя, казалось бы, очевидный из просмотра Саги факт, что Энакин -- Избранный, может быть оспорен путем привлечения и анализа фрагментов из мифического Журнала Уиллов. И, опять же, все слишком сходится, чтобы быть всего лишь совпадением. Кто же Избранный -- Энакин или Люк?.. Точного ответа вы не получите. Каждый волен решать сам.
Впрочем, из вышеприведенных фрагментов вовсе не следует неоспоримое существование Журнала внутри Вселенной "Звездных Войн". Да, Лукас мог всего лишь оставлять многочисленные намеки "для посвященных". До последних пор разговор шел лишь о Журнале Уиллов, некой гипотетической летописи, но ни разу не касался предполагаемых авторов Журнала, неких таинственных Уиллов. Может показаться, что если нет доказательств существования Журнала, то доказательства существования Уиллов не стоит и искать. И, тем не менее, Уиллы действительно существуют во Вселенной Звездных Войн.
4. Связь эпох, связь миров
4.1. Форс-юзеры перед лицом смерти
Посмертная участь как джедаев, так и ситов, составляет немаловажную часть мифологии Звездных Войн. За свою почти тридцатилетнюю историю, концепция посмертного бытия форс-юзеров претерпела значительные изменения, связанные, прежде всего, с тем, что Лукас поставил точку в своей Саге, подвел итоги и ответил на самые интригующие вопросы. Проследим эволюцию этой концепции.
Первый этап -- Оригинальная Трилогия. Бен Кеноби и Йода в момент смерти исчезают из физического мира. Позднее они ненадолго появляются вновь, уже в виде бесплотных духов, или спектральных форм. Более того, после смерти подобное воплощение обретает и прощенный Энакин Скайуокер. Второй этап -- Расширенная Вселенная. Многие авторы сделали для себя вывод, что такая возможность подвластна если не всем, то хотя бы наиболее могущественным форс-юзерам. Насколько это обоснованно -- вопрос отдельный. Однако обратимся к третьему этапу -- Трилогии Приквелов. В Эпизоде I мы наблюдаем смерти двух форс-юзеров -- джедая Квай-Гона Джинна и сита Дарта Мола. Так и в Эпизоде II во время битвы на Джеонозисе погибает немало джедаев, однако их тела остаются лежать на арене. Но именно выход Призрачной угрозы породил новую серию вопросов: почему Квай-Гон не исчез и не появился в виде призрака? Ответ прост -- он не мог. Тогда не мог. Более того, канонически, то есть если опираться на киносагу как на "истину в первой инстанции", никто из форс-юзеров не обладал подобной возможностью. Потому голос Квай-Гона, который слышит Йода в Эпизоде II, является поистине удивительным фактом.